Программа развития

 

Муниципальное образовательное учреждение

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

 

Развитие системы социального партнерства

муниципального образовательного учреждения

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ... 3

Назначение программы... 5

Общие положения. 5

Оценка внешней среды системы образования. 6

Формирование внутренней среды системы образования. 7

Возможные риски и способы их устранения. 8

Проекты программы и механизмы их реализации.. 9

Проект «Диалог». 10

Проект «PR-программа». 14


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Развитие системы социального партнерства МОУ ЦСТАП как условие формирования его положительного имиджа»

 

Идея проекта

Системные изменения, происходящие сейчас в образовании, не только свидетельствуют о приоритетности данной сферы в государственной политике, но и показывают, что их успешность в немалой степени зависит и от социального партнерства образовательного учреждения и гражданских институтов. В основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. В связи с этим актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа современного образовательного учреждения.

Миссия

«…Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы

…От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений…» (из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утв. Приказом Президента РФ от 04.02.2010 № 271).

Социальное партнерство является одним из важнейших меха­низмов развития общества, консолидации ценностей и возможностей, ориентированных на образовательную и социализирующую поддержку детей, укрепление социаль­ного и кадрового потенциала города и его мобилизации в целях социокультурного и научно-технического развития.

Цель проекта

Разработка и апробация механизма взаимодействия МОУ ЦСТАП с учреждениями, организациями, предприятиями различных типов и видов (социальными партнерами) в рамках сетевой организации профессиональной подготовки с целью формирования его положительного имиджа.

Задачи проекта

  1. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду системы образования МОУ ЦСТАП.
  2. Детально изучить и расширить круг социальных партнеров.
  3. Разработать проекты программы для развития социального партнерства МОУ ЦСТАП
  4. Обозначить возможные риски и способы их прео­доления.

Сроки реализации проекта

2013-2017 гг.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный: 2 полугодие 2013-1полугодие 2014 года.

2 этап – внедренческий:2014-2016 гг.

3 этап – заключительный: 2017 год.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

o  Повышение качества образования, социализация и социально-трудовая адаптация детей, подростков, молодежи.

o  Создание системы партнерских отношений для расширения спектра образовательных услуг.

o  Формирование положительного устойчивого имиджа МОУ ЦСТАП  в сознании общества.

o  Повышение качества образовательных услуг МОУ ЦСТАП через использование ресурсов (кадровых, материально-технических и др.) социальных партнеров.

o  Участие  единой (корпоративной) системе непрерывного образования, социализации и социально-трудовой адаптации детей, подростков, молодежи.

o  Расширение связей с социальными партнерами

Финансирование проекта

Текущее бюджетное финансирование, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, инвестиции, спонсорские средства, средства грантовой поддержки.

 

Назначение программы

Общие положения

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно  дать системе образования стимул к движению вперед. Это – первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Немаловажное значение в реализации этого проекта принадлежит социальному партнерству – совместной коллективно распределенной деятельности различных социальных групп.

На сегодняшний день у большинства общеобразовательных учреждений практически отсутствуют контакты  с  потенциальными  работодателями,   не выстроена целостная модель партнерских взаимодействий в системе ученик – родитель – учитель – школа – вуз – социум – государство. Школа не учитывает, что реалии сокращения инновационного цикла  от  выдвижения  идеи  до  ее  реализации  ограничены  временным пределом  три  года,  предопределяя  возрастание  динамики  смены деятельности,  актуализируя  при  этом  необходимость  создания  уникального рабочего места. Следовательно, современная школа должна быть целеориентирована  на  создание  образовательной  среды,  содействующей личностно-профессиональной  самоидентификации,  динамичной,  гибкой, вариативной.  Институт  социального  партнерства  обеспечивает моделирование индивидуальных стратегий обучения на основе интеграции  непрерывного  образования  и  продуктивного  учения, актуализируя  диалог  ученика  –  родителя  –  учителя  –  системы  высшего образования, работодателей и других партнеров.

Социальное партнерство в образовании – особый тип отношений, позволяющий наиболее оптимально и эффективно достигать качества образования. Социальные партнеры, представители бизнес-структур, предприятий и организаций не менее образовательного учреждения заинтересованы в том, какой выпускник придет к ним. Это объясняет желание участвовать в делах учреждения, развивать сотрудничество, помогать в решении различных проблем. Заинтересованные в достойном уровне образованности и воспитанности обучающихся социальные партнеры (представители учреждений культуры, дополнительного образования, здравоохранения, сферы услуг, службы занятости), сотрудничая с образовательными учреждениями и педагогами, решают общую задачу воспитания подрастающего поколения.

Современный ритм жизни, динамика социальных связей, а так же изменения образовательной политики, реализация приоритетного национального проекта «Образование» заставляют переосмыслить основные подходы к системе образования, ее финансированию с учетом социально-экономических, культурных, административно-территориальных и других региональных особенностей.

Ключевые понятия сегодняшнего дня в образовании – это образовательные услуги и такие субъекты рынка, как основные и потенциальные заказчики, потребители образования, производители и конкуренты, социальные партнеры.

Образовательное пространство сегодня настолько разнообразно, что «школоцентризм», который представляет образование как систему одного учреждения, фактически не отражает реальную ситуацию. В единичных случаях в школы вступают такие образовательные агенты, как туристические и компьютерные фирмы, СМИ, учреждения, организации, градообразующие предприятия, учреждения  СПО и ВПО и др., которые становятся партнерами, несущими мощный образовательный потенциал и активно перераспределяющими ресурсы в образовательном спектре. Причем эти ресурсы (материальные, информационные, финансовые, человеческие, организационные и пр.) не всегда достаточно полно может использовать одно образовательное учреждение. Поэтому внутри системы образования города необходимо объединение учреждений различных сфер профессиональной деятельности, то есть создание системы социального партнерства.

На сегодняшний день МОУ ЦСТАП  наработан опыт взаимодействия с различными учреждениями и организациями Люберецкого муниципального района Московской области.

Для того чтобы быть равноправным социальным партнером нами была проанализирована внешняя и внутренняя среда, которая позволила определить основные стратегические цели развития МОУ ЦСТАП.

 

Оценка внешней среды системы образования

Внешняя среда МОУ ЦСТАПвыражается через систему взаимосвязанных компонентов:

-        опору на нормативно-правовую базу деятельности МОУ ЦСТАП

-        проблемы и средства прогнозирования в МОУ ЦСТАП;

-        введение дополнительных платных образовательных услуг,

-        публичное представление образовательной деятельности;

-        технологии социального партнерства в МОУ ЦСТАП;

-        технологии сотрудничества с родителями как социальными партнерами;

-        формирование положительного имиджа МОУ ЦСТАП, в том числе средствами PR-технологий;

-        коммуникативную политику МОУ ЦСТАП;

-        договорные отношения с образовательными учреждениями города, организациями, предприятиями.

Рис. 1. Внешняя среда образования в МОУ ЦСТАП

Формирование внутренней среды системы образования

В современном образовательном пространстве можно выделить разных субъектов: одни могут быть заказчиками, другие – потребителями образовательных услуг, третьи – посредниками, инициирующими развитие тех или иных  продуктов в образовательном секторе.

Одним из крупных заказчиков  (но не единственным!) и посредников является Государство. То, что обсуждается как «образовательный минимум», «государственные стандарты» – есть не что иное, как государственный заказ к производителям образовательных услуг. При этом государству важно, чтобы образование было социально и экономически эффективно.

Однако необходимо понимать, что в открытом гражданском обществе государственный заказ к образованию всегда уравновешивается гражданско-социальными образовательными запросами, которые выдвигают определенные группы населения.

Данный проект поможет мобилизовать уникальный комплекс ресурсов для долгосрочных эффективных социальных инвестиций в городе и позволяет создать единую (корпоративную) систему непрерывного образования, социализации и социальной адаптации детей, подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, Центру  можно осуществлять свои реальные функции в открытых меняющихся системах  только тогда, когда он становится координатором изменений. Это означает, что управленческая деятельность связана с разработкой «правил игры», в которых «выгодно» играть сотрудникам МОУ ЦСТАП, его заказчикам и его партнерам. МОУ ЦСТАП является ресурсным центром для общеобразовательных учреждений Люберецкого муниципального района по профессиональной подготовке старших школьников.

Реализация данной программы осуществляется на основании договоров и соглашений о сотрудничестве, заключаемых Центром  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Координация работ по реализации программы осуществляет администрация МОУ ЦСТАП, общим собранием трудового коллектива.

Исполнителем программы является коллектив Центра.

Развитие системы социального партнерства Центра  предоставит возможность

-        формировать у старшеклассников:

ü  целостное представление о состоянии и перспективах развития отраслей экономики Люберецкого муниципального района Московской области;

ü  положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к своей будущей профессиональной деятельности;

ü  представления о новых технологиях в производстве и производственных отношениях;

ü  практический опыт в будущей профессиональной деятельности;

-        развивать компетенции, необходимые для подготовки к жизни в быстро изменяющемся  высокотехнологическом мире;

-        вовлечь семью в процесс формирования обоснованного профессионального плана учащихся с учетом потребности города в кадрах.

Социальное партнерство в рамках муниципальной образовательной сети может быть наполнено следующим содержанием:

с учреждениями профессионального образования:

-        координация усилий с учреждениями профессионального образования по профориентационной работе со старшеклассниками (организация профессиональный проб и социальных практик);

-        привлечение специалистов к разработке и апробации программ, преподаванию профильных дисциплин (учреждения ВПО);

-        совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности, профессиональных проб (учреждения доп. образования, профильными коммерческими и некоммерческими организациями);

с предприятиями города:

-        укрепление или использование материально-технической базы;

-        организация производственных и социальных практик, производственного обучения;

-        привлечение специалистов предприятий и организаций  к информационной работе, являющейся неотъемлемой частью профориентационной работы;

-        проведение профориентационных мероприятий.

Возможные риски и способы их устранения

 

Риски

Способы преодоления рисков

 

Снижение количества детей 14-17 лет в связи с демографическим спадом в стране в целом.

Снижение возраста учащихся посещающих в  МОУ ЦСТАП  (технологический инкубатор для учащихся 5-8 классов).

 

Возможность общеразовательных учреждений – партнеров  МОУ ЦСТАП не передавать детей на обучение в Центр.

Формирование положительного имиджа МОУ ЦСТАП у родителей и учащихся города с целью организации содеятельностиобщеобразовательных учреждений  Люберецкого муниципального района с МОУ ЦСТАП.

 

Сокращение финансирования МОУ ЦСТАП из муниципального бюджета Люберецкого муниципального района.

Формирование положительного имиджа МОУ ЦСТАП в Администрации Люберецкого муниципального района, Рассмотрение спектра платных образовательных услуг.

Возможность изменения организационно-правовой формы МОУ ЦСТАП.

 

Моральный и физический износ, недостаточность материальной базы из-за отсутствия бюджетного финансирования данного направления.

-        Увеличение финансирования, обеспечения материальной базы за счет участия в конкурсах разных уровней.

-        Привлечение инвесторов.

 

Упущение рыночных преимуществ в области предоставления платных образовательных услуг из-за несовершенства механизма ценообразования.

Нормативное введение рыночного ценообразования на основе (анализа) спроса и предложения. 

 

Проекты программы и механизмы их реализации

Проект «Диалог»

 

Проект «Диалог» направлен на развитие взаимоотношений Центра с социальными партнерами по следующим направлениям:

-        разработка и реализация программ обучения (профессиональных проб для предпрофильной подготовки, элективных курсов профильного обучения, профессиональной подготовки и др.) участие в рецензировании образовательных программ МОУ ЦСТАП;

-        участие в итоговой аттестации выпускников МОУ ЦСТАП;

-        привлечение сотрудников МОУ ЦСТАП в Государственной аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Люберецкого муниципального района;

-        участие в организации по предоставлению рабочих мест, а также помощь учащимся в трудоустройстве;

-        предоставление выпускникам рабочих мест;

-        организация учебных и профориентационных экскурсий

 

Программные мероприятия проекта

Социальные партнеры

Направления работы

Сроки

Условия проведения

Комитет по труду и занятости населения Московской области

Информация о прогнозировании рынка труда

Анализ динамики развития рынка труда.

По запросу

Учащиеся 10-11 классов

Участие в празднике «День труда»

По графику

Государственное казенное учреждение Люберецкий центр занятости населения

Устройство несовершеннолетних на работу «Задайте вопрос юристу?»

Декабрь

Учащиеся 10-11 классов

 

«Ярмарка вакансий рабочих мест»

Январь

Экскурсии на предприятия Люберецкого муниципального района

По графику

Учащиеся 8-9 классов

Временное трудоустройство несовершеннолетних в летний период

Май

Учащиеся 10-11 классов

 

Использование информационного банка данных образовательных учреждений Люберецкого муниципального района среднего профессионального образования и высшего профессионального образования

В течение года

Учащиеся 8-11 классов

Посещение мероприятий «День открытых дверей»

В течение года

Учащиеся 8-11 классов

Общество поддержки малого бизнеса

Встреча с успешными предпринимателями Люберецкого муниципального района «Бизнес и предпринимательство»

Апрель

 

Учащиеся 10-11 классов

 

Профориентационная лаборатория «Школа бизнеса»

В течение года

Учащиеся 8-11 классов

Элективный курс «Основы предпринимательства»

В течение года

Учащиеся 11 класса

Московский Педагогический государственный университет

Встреча студентов МПГУ с учащимися МОУ ЦСТАП на тему «Куда пойти учиться?»

Сентябрь

Учащиеся 10-11 классов

Международный фестиваль красоты Невские берега

Конкурс профессионального мастерства по парикмахерскому искусству

Сентябрь, февраль

Учащиеся 8-11 классов

Оформление пакета документов для  участия в конкурсе

Декабрь-январь

Участие в Международных Олимпийский соревнованиях Невские берега

Сентябрь,

февраль

Подведение итогов участия

Февраль

 

Досугова я деятельность. Экскурсии по Санкт-Петербургу

 

 

Общеобразовательные учреждения

Посещение родительских собраний с 7-11 классах

Май, сентябрь

Учащиеся 7-11 классов

Посещение учащихся в общеобразовательных учреждения    «Знакомство с профессиями в МОУ ЦСТАП»

 

Учащиеся 8-11 классы

Групповые посещения учащимися  общеобразовательных учреждения «Мир профессий»

Август-октябрь

Индивидуальные и групповые профориентационные консультации и диагностика учащихся с педагогом – психологом 

В течение года

Взаимодействие с социальными педагогами и классными руководителями общеобразовательных учреждений

В течение года

Участие   в конкурсах, смотрах, круглых столах, Педагогических советах

В течение года

Посещение  представителей общеобразовательных учреждений  итоговых экзаменов МОУ ЦСТАП

Апрель, май

Организация и проведение районного традиционного конкурса по парикмахерскому искусству «Весенний вернисаж»

Апрель

Участие в Открытом независимом Чемпионате по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике на Кубок дружбы «Невские берега»

Сентябрь, февраль

Участие в конкурсе «Просторы Подмосковья»

октябрь

Встречи с успешными людьми Люберецкого района. Тематика встреч «Секреты успеха»

В течение года

Участие в Областной межведомственной профилактической акции «Подросток 2013»

сентябрь

Тематический месячник, посвященный одной из профессии

В течение года

 

Проведение мероприятия «День открытых дверей»

май

 

ОГИБДД  МУ МВД России «Люберецкое»

Совместные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с отделом пропаганды

По графику

Учащиеся 10-11 классов

Оборудование уголка безопасности дорожного движения

сентябрь

Организация странички безопасности на сайте

Сентябрь

Конкурс презентаций по ПДД

октябрь

Акция «16 ноября-Всемирный день памяти жертв ДТП»

 

«Каждому должно быть ясно-на дороге играть опасно»

Декабрь

Встреча с инспектором ГИБДД

Январь

Конкурс «Знатоки ПДД»

февраль

Проведение недели безопасности дорожного движения

март

Выступление инспектора ГИБДД на родительских собраниях в рамках рейда «Зимние каникулы»

Ноябрь-декабрь

МОТОРЭР-3

(г. Люберцы)

 ГУ МВД России по Московской области

Сдача квалификационных экзаменов по профессиональной подготовке «Водитель транспортных средств категории «В» и «С»»

май

Учащиеся

11 класса

МОУ Открытая (сменная) общеобразовательная школа №2

Совместная организация по формированию групп учащихся

сентябрь

Учащиеся 8-11 классов

Индивидуальные и групповые профориентационные консультации и диагностика учащихся с педагогом – психологом 

В течение года

Проведение профориентационного анкетирования, выявляющего приоритеты учащихся

Сентябрь-октябрь

Проведение консультаций «Трудовые взаимоотношения подростков»

В течение года

Проведение проектно-деловой игры «Ярмарка вакансий»

В течение года

Проведение тестирований и занятий-тренингов учащихся

В течение года

Конкурс анти-рекламных плакатов среди учащихся на тему «разумный выбор-разумный человек»

ноябрь

Проведение круглого стола с учащимися «Бери от жизни все…только хорошее»

декабрь

Проведение занятия «Знания о СПИДе-основа профилактики заболевания»

февраль

Проведение психологической игры «Наркотики: опасно для жизни»

март

МОУ школа-интернат «Наш дом»

Совместная организация по формированию групп учащихся

сентябрь

 

Индивидуальные и групповые профориентационные консультации и диагностика учащихся с педагогом – психологом 

В течение года

Проведение профориентационного анкетирования, выявляющего приоритеты учащихся

Сентябрь-октябрь

Проведение тестирований и занятий-тренингов учащихся

В течение года

Проведение круглого стола  на тему «Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

сентябрь

Проведение круглого стола  на тему «Психологические аспекты успешной социализации подростков»

 

Проведение консультаций «Трудовые взаимоотношения подростков»

В течение года

 

Управление по работе с молодежью Люберецкого муниципального района

Участие в мероприятие «Я гражданин Подмосковья»

По графику

 

Совместное воспитание гражданской позиции молодых людей

В течение года

 

Участие в различных молодежных акциях

В течение года

 

Участие в мероприятии «День семьи, любви и верности»

В течение года

 

Молодежное мероприятие в рамках празднования «День Люберецкого района»

В течение года

 

Центр диагностики и консультирования

 

 

 

 

Проект «PR-программа»

 

Одной из задач МОУ ЦСТАП является формирование положительного имиджа МОУ ЦСТАП, который представляет собой совокупность и систему следующих составляющих:

-        общая известность и репутация Центра;

-        скорость реагирования МОУ ЦСТАП  на изменения запросов потребителей;

-        наличие инновационного потенциала педагогического и административного персонала;

-        актуальность  образовательных программ;

-        рекламная политика;

-        уровень развития и характер социальных связей;

-        финансовая обеспеченность (устойчивость);

-        конкурентный статус.

В рамках «PR-программы» Центра  решает задачу по формированию бренда учреждения, в том числе и через проведение PR-акций:

-        дни открытых дверей для реальных и потенциальных социальных партнеров;

-        презентации издательской продукции МОУ ЦСТАП на городских, районных  и областных мероприятиях;

-        работа со средствами массовой информации;

-        модернизация и обновление сайта МОУ ЦСТАП;

-        создание рекламного видеофильма о МОУ ЦСТАП;

-        совместные образовательные проекты

 

Программные мероприятия проекта


Контактные
группы

Имиджевые
ожидания

Мероприятия

Сроки исполнения

Родители (законные представители) и учащиеся

Добротность и дос­­туп­ность услуг, ответственность

Проведение социологического иссле­до­вания среди потребителей образовательных услуг МОУ ЦСТАП

Сентябрь-май  2015 года

Поддержка  нуж­даю­щихся в со­циаль­ной защите групп учащихся, предоставление широкого спектра образовательных услуг

 

  1. Расширение спектра образовательных услуг;
  2. Поиск мероприятий по повыше­нию удовлетворенности от пот­реб­ления услуг, предлагаемых МОУ ЦСТАП.

 

ежегодно

 

ежегодно (на основании анкетирования)

1 полугодие 2015 года

Инвесторы, спонсоры

Экономические и неэкономические выгоды из своих вложений, компетентность

  1. Привлечение потенциальных ин­вес­торов, спонсоров
  2. Участие в выставках, ярмарках и т.п. для прив­ле­че­ния внимания потенциаль­ных спонсоров, инвесторов.
  3. Участие в районных мероприятиях

2014-2016 гг.

Партнеры

Ответственного сотрудничества

  1. Оформление договорных отноше­ний с потенциальными партнер­ами;

2014-2016 гг.

 

Партнеры

Ответственного сотрудничества

  1. Проведение круглых столов, сове­щаний с действующими партне­рами;
  2. Создание стенда для публикации отношений с партнерами

ежегодно (в конце года)

ежегодно (в конце года)

Органы власти

Законопослушание, поддержка и реализация муниципальных, региональных, проек­тов и прог­рамм

  1. Активизация деятельности Центра  по участию в муниципальных и региональных мероприятиях;
  2. Проявление инициативы на выборах;
  3. Сотрудничество в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

ежегодно

 

 

в период выборов

ежегодно

(май-сентябрь)

СМИ

Новости, события, открытость к контактам, яркие личности

  1. Обновление сайта;
  2. Приглашение СМИ на все публичные мероприятия Центра.

ежедневно

 

согласно плана

2014 г.

 

Персонал, педагогический коллектив

Возможность для де­лового, профес­сио­нального и лич­ностного роста, са­мо­реализации

  1. Корпоративное обучение по прог­рамме «Информа­цион­ные техно­ло­гии в образова­тельном процессе».
  2. Обеспечение возможности для карьерного роста всех работников.
  3. Поиск возможностей для фи­нансового стимули­рова­ния положительного результата преподавательской деятельности.

2015-2016 гг.

 

 

ежегодно

 

ежегодно

(по итогам эффективной работы)

Общественные организации

(Межрегиональная ассоциация автошкол)

Возможность для де­лового, профес­сио­нального и лич­ностного роста, са­мо­реализации

  1. Повышение квалификации мастеров производственного обучения по вождению.
  2. Формирование личной ответственности участников дорожного движения.
  3. Юридические консультации по вопросам работы с органами ГИБДД.

ежегодно